Погодные условия и грузовые авиаперевозки

Погодные условия и грузовые авиаперевозки

Погодные условия – важнейший фактор для определения возможности транспортировки грузов с помощью воздушных судов. При этом фактор погоды одинаково справедлив как для пассажирских, так и для грузовых перевозок. В авиации погодные условия принято назвать метеорологическим минимумом.

Метеорологический минимум и возможность полётов

Метеоминимумы взлёта и посадки определяются по предельным характеристикам:

  • Направления и скорости ветра
  • Максимальной видимости
  • Нижней границы облачности
  • Состояния ВПП

Отметим, что решение о лётной и нелётной погоде определяется как по пункту отправки, так и по пункту прибытия. И если пассажирским бортам разрешено приземление в резервных аэропортах, то для авиаперевозок грузов пункт прибытия принципиально важен.

Иными словами, чтобы погодные условия считать лётными, они должны быть подходящими и в точке взлёта (конкретный аэропорт, конкретная ВПП), и в точке посадки с теми же уточнениями.

Три разновидности метеоминимумов

Универсальные международные метеорологические минимумы для определения возможности полётов касаются ключевых аспектов совершения полётов:

  1. Воздушное судно
  2. Аэропорт
  3. Экипаж

Три разновидности метеоминимумов при грузовых перевозках

Воздушное судно

  • Минимум воздушного судна – это список допустимых погодных условий для конкретного летательного аппарата. Устанавливается производителем. Именно при утверждённых погодных условиях гарантируется безопасность эксплуатации.

(Пример: для одного судна допускается взлёт и посадка при боковом ветре 40 м/с, для второго предельные безопасные значения ограничены отметкой 25 м/с. На ВПП во время взлёта дует ветер со скоростью 30 м/с. Так вот, первый самолёт может совершить взлёт, а второй вынужден ждать благоприятных условий по скорости ветра).

Аэропорт

  • Минимум аэропорта – это минимум для каждой ВПП в конкретном аэропорту. Зависит от установленного оборудования, включая приборы освещения, РЛС, рельеф местности с естественными и искусственными препятствиями.

(Пример: видимость осветительных приборов ВПП без тумана гарантирована в пределах нескольких километров, но нависший туман или иные осадки ограничивают эту видимость несколькими сотнями метров. Вердикт однозначен – погодные условия не позволяют совершать безопасную посадку на данной ВПП).

Экипаж

  • Минимум экипажа – это так называемый допуск пилотов, разрешающий полёты в определённых метеоусловиях. Каждый пилот проходит программу обучения и квалификации, по результатам которых получает свой минимум.

(Пример: метеоминимум экипажа разрешает взлёт и посадку на грузовом судне при боковом ветре 40 м/с без осадков и тумана, но на ВПП наблюдается рост скорости ветра, а также срываются осадки в виде снега или дождя. Вердикт – судно не может пойти на взлёт или совершить посадку ввиду недостаточной квалификации экипажа).

И в заключение – важный момент. Нелётная погода для каждого конкретного судна определяется совокупностью указанных выше метеоминимумов. Определяющим всегда становится наихудший минимум. Минимум экипажа определяется наихудшим метеорологическим минимумом среди членов экипажа.



Основные сложности грузовых авиаперевозок

Погрузка груза при авиаперевозке: от прибытия до упаковки