Погодные условия и грузовые авиаперевозки
Погодные условия – важнейший фактор для определения возможности транспортировки грузов с помощью воздушных судов. При этом фактор погоды одинаково справедлив как для пассажирских, так и для грузовых перевозок. В авиации погодные условия принято назвать метеорологическим минимумом.
Метеорологический минимум и возможность полётов
Метеоминимумы взлёта и посадки определяются по предельным характеристикам:
- Направления и скорости ветра
- Максимальной видимости
- Нижней границы облачности
- Состояния ВПП
Отметим, что решение о лётной и нелётной погоде определяется как по пункту отправки, так и по пункту прибытия. И если пассажирским бортам разрешено приземление в резервных аэропортах, то для авиаперевозок грузов пункт прибытия принципиально важен.
Иными словами, чтобы погодные условия считать лётными, они должны быть подходящими и в точке взлёта (конкретный аэропорт, конкретная ВПП), и в точке посадки с теми же уточнениями.
Три разновидности метеоминимумов
Универсальные международные метеорологические минимумы для определения возможности полётов касаются ключевых аспектов совершения полётов:
- Воздушное судно
- Аэропорт
- Экипаж
Воздушное судно
- Минимум воздушного судна – это список допустимых погодных условий для конкретного летательного аппарата. Устанавливается производителем. Именно при утверждённых погодных условиях гарантируется безопасность эксплуатации.
(Пример: для одного судна допускается взлёт и посадка при боковом ветре 40 м/с, для второго предельные безопасные значения ограничены отметкой 25 м/с. На ВПП во время взлёта дует ветер со скоростью 30 м/с. Так вот, первый самолёт может совершить взлёт, а второй вынужден ждать благоприятных условий по скорости ветра).
Аэропорт
- Минимум аэропорта – это минимум для каждой ВПП в конкретном аэропорту. Зависит от установленного оборудования, включая приборы освещения, РЛС, рельеф местности с естественными и искусственными препятствиями.
(Пример: видимость осветительных приборов ВПП без тумана гарантирована в пределах нескольких километров, но нависший туман или иные осадки ограничивают эту видимость несколькими сотнями метров. Вердикт однозначен – погодные условия не позволяют совершать безопасную посадку на данной ВПП).
Экипаж
- Минимум экипажа – это так называемый допуск пилотов, разрешающий полёты в определённых метеоусловиях. Каждый пилот проходит программу обучения и квалификации, по результатам которых получает свой минимум.
(Пример: метеоминимум экипажа разрешает взлёт и посадку на грузовом судне при боковом ветре 40 м/с без осадков и тумана, но на ВПП наблюдается рост скорости ветра, а также срываются осадки в виде снега или дождя. Вердикт – судно не может пойти на взлёт или совершить посадку ввиду недостаточной квалификации экипажа).
И в заключение – важный момент. Нелётная погода для каждого конкретного судна определяется совокупностью указанных выше метеоминимумов. Определяющим всегда становится наихудший минимум. Минимум экипажа определяется наихудшим метеорологическим минимумом среди членов экипажа.