Правила «Инкотермс» для грузовых авиаперевозок: все самое главное в одной статье
«Инкотермс» – это универсальный сборник правил, растолковывающий международные торговые термины. Этот сборник был издан Международной торговой палатой в далёком 1936 году под названием «ИНКОТЕРМС 1936».
Почему он необходим?
Универсальная трактовка международных сделок купли-продажи позволяет чётко разделить права, обязанности и ответственность сторон во избежание споров при непредвиденных обстоятельствах или намеренных действиях во время доставки из точки А в точку Б. Это действительно необходимый свод правил, особенно в условиях глобализированного мира и активной внешнеэкономической деятельности (импорт и экспорт).
«ИНКОТЕРМС» содержит буквенные термины, которые определяют:
- Время и место перехода риска гибели и повреждения между сторонами договора (это момент, когда продавец получает все права по востребованию законтрактованной суммы по оплате товара)
- Время и место перехода обязанностей сторон (когда и где продавцом товар передаётся покупателю, для которого этим же термином определяются меры для получения товара)
- Время и объёмы перехода расходов (распределение расходов по оплате экспортно-импортных формальностей, и транспортировки)
Такие правила помогают избежать арбитражных тяжб, а также значительно упрощают процесс международных грузовых авиаперевозок, включая транспортировку авиатранспортом.
ИНКОТЕРМС для авиаперевозок
Все термины Инкотермс принято разделять на 4 категории:
- Е – пункт отправки
- F – перевозка авиатранспортом не оплачена
- С – перевозка авиатранспортом оплачена
- D – пункт прибытия
Основные термины «Инкотермс»
В первую категорию правила «Инкотермс» определяют только один термин – EXW. Это значит, что продавец передаёт весь товар покупателю (под его ответственность) на собственном складе, иными словами самовывоз. Это значит, что обязанности по погрузке, перевозке, таможенной экспортной и импортной чистке, а также все возможные риски на себя берёт только покупатель.
Остальные термины:
- FCA – продавец принимает обязательство экспортной таможенной чистки, риски и затраты только на пути следования до склада аэропорта. Все остальные расходы и риски (транспортировка авиатранспортом, таможенное оформление, налоги и пошлины) ложатся на плечи покупателя.
- CPT – продавец принимает обязательство экспортной таможенной чистки, риски и затраты на пути следования до аэропорта, а также все затраты на фрахт (плата за непосредственную перевозку авиатранспортом). А вот риски во время транспортировки авиатранспортом, а также всей цепочкой других транспортных средств берёт на себя покупатель. Оплата транспортировки после прибытия в аэропорт, а также импортная таможенная чистка входит в обязанности покупателя.
- CIP – идентично термину CPT за исключением дополнительной обязанности продавца, который помимо доставки оплачивает страховку груза на время фрахта авиатранспортом.
- DAT – продавец принимает обязательство экспортной таможенной чистки, риски и затраты на перевозку груза на склад аэропорта, а также риски и затраты его погрузки на воздушное судно. Груз передаётся под ответственность покупателя в аэропорту прибытия. Плата и риски разгрузки, а также дальнейшей транспортировки и таможенной импортной чистки становятся обязательством покупателя.
- DAP – продавец принимает обязательство экспортной таможенной чистки, риски и затраты за перевозку груза до пункта назначения (перевозка на склад аэропорта, погрузка на ВС, фрахт, разгрузка в аэропорту, транспортировка до пункта назначения). Покупатель принимает ответственность за товар в пункте назначения и принимает риски и затраты на таможенную импортную чистку.
- DDP – этот термин идентичен DAP, за исключением того, что в обязанности продавца входит также таможенная импортная чистка. А покупателю остаётся только забрать товар в пункте назначения и транспортировать на собственный склад. В противоположность EXW данный термин возлагает наибольший перечень обязательств на продавца.