Правила упаковки грузов для авиаперевозки, которые нужно знать
Грузовые перевозки авиационным транспортом — востребованная услуга, при оказании которой действует строгий контроль перевозимых грузов. В числе прочего он касается упаковки для авиаперевозок. Требования к ней строже тех, которые действуют на автомобильном, железнодорожном и водном транспорте. Общие правила упаковки грузов для авиаперевозок и нанесения на неё маркировки, особенности тары для отдельных категорий грузов, доставляемых авиацией, — в этом обзоре.
Назначение упаковки для авиаперевозок

Перевозки грузов авиационным транспортом — это перегрузки при взлёте, посадке и турбулентности, высокие скорости, низкие давление и температура за бортом. Надёжная упаковка груза для его авиаперевозки позволяет защитить воздушное судно от риска повреждений и сделать полёт безопасным.
При авиадоставке в защите нуждается не только самолёт, но и грузы, которые в нём перевозят, особенно — опасные, ценные, хрупкие и скоропортящиеся. При соблюдении установленных правил упаковки грузов для авиаперевозок они получают такую защиту.
Несоблюдение общих и частных правил упаковки, касающихся всех грузов и их отдельных категорий соответственно, багаж могут не принять на борт. Особое внимание проверяющие уделяют сыпучим, тяжеловесным, крупногабаритным, опасным грузам, чёрным, цветным металлам и изделиям из них, бытовым приборам. Предотвратите конфликтную ситуацию — изучите правила и соблюдайте их.
Общие правила упаковки грузов для авиаперевозок
Упаковка, в которой выполняют авиационную перевозку груза, должна соответствовать его особенностям — так, чтобы он, а также воздушное судно, экипаж и пассажиры на борту были надёжно защищены.
Упаковка не должна иметь повреждений. На ней не должно быть острых углов, которые в полёте могут повредить другие грузы и самолёт.
Упаковка должна быть сухой и чистой, чтобы во время авиадоставки она не загрязняла другие грузы и воздушное судно.
На мягкой упаковке, если она допустима с учётом особенностей перевозимых грузов, должно быть усиление в виде прочной обвязки верёвками или лентой-скотчем.
При авиадоставке грузов с объявленной ценностью на их упаковке должны быть пломбы, соответствующие отраслевым стандартам и имеющие отчётливые оттиски. Факт опломбирования упаковки должен быть отражён в накладной.
Упаковка грузов, перевозимых воздушным транспортом, должна позволять надёжно швартовать их внутри самолёта — для того, чтобы при перегрузках они не пришли в движение и не повредили другие грузы и судно.
Пластиковая, стеклянная, металлическая и другая тара, в которой выполняют авиадоставку жидкостей и сыпучих грузов, должна выдерживать большие перепады давления во время полёта и предотвращать разлив и рассыпание содержимого.
Упаковка отдельных категорий грузов, перевозимых авиацией
Перечисленные выше требования к упаковке для авиаперевозок действуют во всех случаях. Есть и другие — применяемые при воздушной транспортировке отдельных категорий грузов.
Опасные грузы
Выбирая упаковку для авиадоставки опасных грузов, учитывают их химические и физические свойства, характер их действия на людей и окружающую среду, их реакцию при механических воздействиях, перепадах температуры, атмосферного давления, влажности.
При авиаперевозке пожаро- и взрывоопасных веществ и соединений их упаковывают в прочные металлические ёмкости.
При транспортировке авиацией кислот и щелочей их помещают в тару, материал которой устойчив к их агрессивному воздействию.
При воздушной перевозке оружия и боеприпасов к нему их помещают в прочные металлические сейфы или другие приспособления для транспортировки, обеспечивающие надёжную защиту.
При авиадоставке радиоактивных веществ и соединений их помещают в специальные защитные комплексы, которые предотвращают проникновение наружу вредоносного излучения. При необходимости используют комплексы, внутри которых поддерживаются нужные значения температуры, давления, влажности. Перед погрузкой в самолёт упакованные радиоактивные материалы проверяют на интенсивность излучения — она не должна превышать 50 миллибар в час.
Хрупкие грузы
Перечень хрупких грузов обширен — в него входят осветительные и оптические приборы, бытовая и офисная техника, посуда и многое другое. В большинстве случаев их надёжную защиту при авиаперевозках обеспечивает жёсткая упаковка, способная выдержать сильные удары — например, деревянные ящики.
Использовать жёсткие коробки и ящики удаётся не всегда — нередко хрупкие грузы, имеющие большие габариты, просто не помещаются в них. В таких случаях применяют обрешётку — конструкцию из деревянных досок или брусьев, которую изготавливают индивидуально по размерам транспортируемого груза.
С особым вниманием подходят к авиаперевозке ампул и флаконов из стекла, в том числе содержащих биологические препараты. Каждую единицу такого груза перед помещением в общую упаковку тщательно оборачивают воздушно-пузырьковой плёнкой или бумагой, а внутри упаковки прокладывают мягким материалом — например, ватой или поролоном. Для биопрепаратов действуют дополнительные ограничения: их воздушная транспортировка в картонных коробках запрещена, для них используют жёсткие ящики — например, из дерева. При перевозке биологических препаратов, представляющих опасность для людей — например, заражённой крови или образцов вирусов, — сведения о таких грузах обязательно указывают на их упаковке.
Скоропортящаяся продукция
Когда необходима авиаперевозка скоропортящихся грузов с коротким сроком годности, нуждающихся в особом температурном режиме, их перевозят на самолётах в специальных термобоксах. Нередко такую продукцию дополняют охлаждающими элементами.
При перевозке рыбы и мяса их перед помещением в термобоксы тщательно упаковывают в водонепроницаемую тару.
При транспортировке овощей и фруктов самолётами применяют коробки и другую упаковку с вентиляционными отверстиями.
При несоответствии упаковки скоропортящегося груза установленным правилам проверяющие могут сделать исключение и допустить продукцию к авиаперевозке — при условии, что грузоотправитель в письменной форме принял на себя ответственность за сохранность груза.
Животные

При воздушной перевозке домашних и других животных следует не только защитить экипаж и судно от повреждений, но и обеспечить питомцам безопасность и психологический комфорт. Для этого хорошо подходят «переноски» из пластика — прочные и при этом не имеющие зазубрин и острых углов.
Контейнеры, в которых перевозят животных, должны прочно закрываться. Следует исключить возможность просовывания лап с когтями через отверстия и щели. Дно контейнера, в котором транспортируют животного, должно быть непромокаемым, в идеале на нём должна быть мягкая впитывающая подстилка. Нужно уделить внимание габаритам контейнера, в котором перевозят животного — собаке, кошке или другому питомцу должно быть просторно в нём. При соблюдении всех перечисленных условий животное не будет испытывать стресс во время полёта и не причинит вреда себе и воздушному судну.
Маркировка грузов
Подобрать упаковку, подходящую для авиационной грузоперевозки, недостаточно — её нужно правильно промаркировать. В маркировке должны содержаться информационные, манипуляционные, предупреждающие надписи и знаки, соответствующие особенностям груза. В большинстве случаев в маркировку включают наименование грузополучателя, адрес доставки, количество и порядковые номера грузовых мест. Нередко маркировку дополняют информацией о характере груза, его объёме, массе нетто и брутто. В обязательном порядке включают в маркировку сведения о том, что в упаковке находится опасный, ценный или хрупкий груз.
Точная и полная маркировка, соответствующая отраслевым стандартам, не только обеспечит соблюдение авиационного законодательства и позволит поместить груз в самолёт, но и поможет обслуживающему персоналу правильно обращаться с ним при погрузочно-разгрузочных работах. Это, в свою очередь, даст отправителю и получателю груза уверенность в его сохранности, а авиационному персоналу — в безопасности полёта.